Литературное кафе. «Высоцкий. Спасибо,что живой»



ЦЕЛЬ: познакомить старшеклассников с личностью и трагической судьбой Владимира Высоцкого; вызвать интерес к его творчеству; дать представление о своеобразии поэтической и исполнительной манере Высоцкого, разнообразии тем его стихов и песен; показать Высоцкого не только как талантливого поэта, певца, актера, но и борца за достоинство Человека в тоталитарном советском обществе.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет В.Высоцкого; свечи; мультимедийная  презентация с фотографиями, аудио- и видеозаписями его песен, фрагментов документальных фильмов о Высоцком и художественных фильмах с его участием.

1.Слово учителя об артисте,поэте,барде

2.Слайд 1.   Звучит песня В.«Кони привередливые»
                                  (звук приглушается)
3.Чтец 1.
Вечером 25 января в Доме Кино Союза кинематографистов РФ прошел вечер памяти поэта. Все эти дни на теле- и киноэкранах России звучал отовсюду его незабываемый низкий хрипловатый голос.
Чтец 2.
О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил,
Что не к сроку свечу затушил…
Как умел, так и жил,
А безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
Отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился.
                                            Б. Окуджава «О Володе Высоцком»
Чтец 3.
Жил талантливый человек. Всем известный. Песни его ворвались в наши квартиры, в наши души, а говорить и писать о нем было нельзя. Имя этого человека — Владимир Высоцкий.

Звучит запись песни В.Высоцкого «Поговори хоть ты со мной»
                            (№6,звук приглушить)
Чтец 4.
Так звучал он когда-то в 60-70-е годы по всей территории Советского Союза . Не одно поколение советских граждан выросло с песнями Высоцкого. И это притом, что при жизни поэта из сотен его стихов опубликовано было лишь одно - за 5 лет до смерти автора. Стихотворение называлось "Татуировка"

                         Звучит песня «Татуировка»
                                            (№13)
Чтец 5.:
Непечатаемый, очень редко вообще упоминавшийся  в прессе Высоцкий был хорошо известен.Удивительные песни, в которых поэт делился со слушателями своими мыслями, своей болью и своей радостью, знали наизусть очень многие.
Чтец5.
"Это были, - живые картинки , сегодняшней жизни. Автор как бы перевоплощался в своего героя - будь то зэк или военачальник, космонавт или спортсмен". Спортсменам и военным посвящено наибольшее количество стихов Высоцкого. Альпинисты и космонавты вообще считали его "своим"."Высоцкий никогда не был диссидентом, но он был вольнодумцем, как Пушкин, которого Высоцкий боготворил". Да, как Пушкин, он готов был сражаться , рискуя собственной жизнью, за собственное достоинство, за достоинство человека, за то, чтобы в человеке в любых обстоятельствах сохранялся Человек. Одно из самых пронзительных и самых, наверное, известных стихотворений Высоцкого называется "Я не люблю".
Звучит запись песни В.Высоцкого «Я не люблю» (№5)

Чтец 6

Когда я отпою и отыграю,
Где кончу я, на чем — не угадать?
Но лишь одно, наверное, я знаю:
Мне будет не хотеться умирать!
Посажен на литую цепь почета,
И звенья славы мне не по зубам...
Эй, кто стучит в дубовые ворота
Костяшками по кованым скобам!..
Ответа нет, но там стоят, я знаю,
Кому не так страшны цепные псы.
Но вот над изгородью замечаю
Знакомый серп отточенной косы...
Я перетру серебряный ошейник
И золотую цепь перегрызу,
Перемахну забор, ворвусь в репейник,
Порву бока — и выбегу в грозу!
Чтец 7
Смерть легализовала его. Высоцкий был непредсказуем и неуправляем. С ним и сейчас было бы нелегко. Он бы высмеял и взорвал столько всего в нашей сегодняшней жизни.А в то время, когда Высоцкий жил и творил, ему часто приходилось вопрошать...
Чтец 8
Граждане! Зачем толкаетесь,
На скандал и ссору нарываетесь?
Сесть хотите? Дальняя дорога?..
Я вам уступлю, ради Бога!
Граждане, даже пьяные!
Все мы — пассажиры постоянные,
Все живем, билеты отрываем,
Все по жизни едем трамваем...
Тесно вам? И зря ругаетесь —
Почему вперед не продвигаетесь?
Каши с вами, видимо, не сваришь...
Никакой я вам не товарищ!
Ноги все прокопытили,
Вон уже дыра в кулак на кителе.
Разбудите этого мужчину —
Он во сне поет матерщину.
Граждане! Жизнь кончается —
Третий круг сойти не получается!
«С вас, товарищ, штраф — рассчитайтесь!
Нет? Тогда еще покатайтесь!
 Чтец 9
Высоцкий прожил сорок два с половиной года. Кто-то подсчитал, что это составило 15 520 дней.
Чтец 10
 «Родился в 1938 году в городе Москве в семье служащего. Когда началась война, мой отец ,Высоцкий Семен Владимирович,  уехал на фронт, а я и моя мама, Высоцкая Нина Максимовна, остались в Москве.»

Чтец 11
Володя рос очень занятным ребенком, рано начал говорить. Первой фразой, которую он произнес, стоя вечером на крыльце дачи, была: «Вон она, луна». К двум годам он знал много стихов и читал их довольно выразительно... В июле 1941 немцы начали бомбить Москву. Мать, Нина Максимовна, и сын спускались в убежище, и там он находил место повыше и читал стихи.

Чтец 12.
Из воспоминаний Евгении Степановны Высоцкой, женщины, ставшей для Володи второй матерью: «Он не был паинькой, был живым мальчиком. Как и все послевоенные дети, возился в Германии с патронами... Я боялась за него. Когда вернулись в Москву, в нашем доме на Большом Каретном он подружился со многими молодыми людьми, которые потом стали его друзьями».

Звучит запись песни В. Высоцкого «Большой Каретный» (№3)

Чтец 13.
Впрочем, о том времени лучше, чем сам Высоцкий, нам никто не скажет, потому что именно то время, та эпоха положили начало творчеству «поэта с гитарой». Из воспоминаний Владимира Высоцкого: «Когда я начинал писать свои стихи, никогда не рассчитывал на то, что у меня будет такая аудитория. Я рассчитывал на очень маленькую группу, компанию своих самых близких друзей. Мы жили полтора года, а может, и два в Большом Каретном переулке. Была там такая компания, из которой уже некоторые не живут. Был такой Лева Кочерян, который успел снять всего одно кино, Андрей Тарковский, Вася Шукшин... Этой компанией мы прожили всю нашу молодость, и, в общем, я писал для них...»
Звучит запись песни В. Высоцкого «Тот, кто раньше с нею был»№1

Чтец 14.
Когда Володя окончил десятый класс, он довольно решительно заявил: хочу в театральный. Но родители были против, и он поступил в Инженерно-строительный институт. Недолго проучился там — всего полгода — и не выдержал: «Хватит!» А в 1961-м он окончил Школу-студию МХАТ в Москве и стал актером Театра на Таганке .
Чтец15.
Высоцкий был самобытен. Но нельзя сказать, что ему давалось все просто. Он много работал — днем и ночью. Он был работяга. Любое выступление — это тоже огромный труд, физический и душевный.

Чтец 13.
Любовь... На вопрос: «Почему вы начали писать эту книгу?» — Марина Влади, француженка, но русская по происхождению, в одном из интервью ответила: «Просто потому, что так про него захотелось рассказать, про нашу любовь, нашу жизнь... И восстановить какую-то правду». Это про нее, про Марину Влади, Высоцкий писал: «Маринка, слушай, милая Маринка, Кровиночка моя и половинка...» Это в нее много лет был влюблен Высоцкий заочно, а когда увидел ее воочию, то понял, что это уже навсегда. Это ей посвящены многие стихи и песни Высоцкого.


Чтец16.Зная друг друга только по рассказам друзей и фильмам, в которых снимались, они как будто ждали этой встречи. И она произошла 1967 году, им было по 30, у них уже был большой жизненный опыт, в прошлом — несколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. Но эта встреча многое изменила в их судьбе.

Звучит аудиозапись песни В. Высоцкого «О7» (№2)

Чтец 17.
Став мужем и женой, они жили в разных странах, и только Марина имела возможность приезжать в Советский Союз. В те времена уехать за границу считалось предательством.
Чтец 18
Кто-то вякнул в трамвае на Пресне:
«Нет его, умотал, наконец.
Вот и пусть свои чуждые песни
Пишет там про Версальский дворец!»

Слышу сзади обмен новостями:
«Да не тот, тот уехал, спроси!»
Ах не тот, говорят, и толкают локтями
И сидят на коленях в такси.

А тот, с которым сидел в Магадане,
Мой дружок еще по гражданской войне
Говорит, что пишу я, мол, Ваня,
Скучно, Ваня, давай, брат, ко мне!

И что я уж просился обратно,
Унижался, юлил, умолял.
Ерунда, не вернусь, вероятно,
Потому что я не уезжал.

Кто поверил — тому по подарку,
Чтоб хороший конец, как в кино,
Забирай триумфальную арку,
Налетай на заводы Рено!

Я смеюсь, умираю от смеха,
Как поверили этому бреду?
Не волнуйтесь, я не уехал,
И не надейтесь — не уеду!


Чтец 19
И не уехал. Почему? Все до банальности просто. Говорит Владимир Высоцкий: «Без России я ничто. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без их любви я задыхаюсь. Но без свободы я умираю».



Чтец 20.
Подумаешь, с женой не очень ладно.
Подумаешь, неважно с головой.
Подумаешь, ограбили в парадном.
Скажи еще спасибо, что живой.

Ну что ж такого, мучает саркома?
Ну что ж такого, начался запой?
Ну что ж такого, выгнали из дома?
Скажи еще спасибо, что живой.

Плевать, партнер по покеру дал дуба.
Плевать, что снится ночью домовой.
Плевать, соседи выбили два зуба.
Скажи еще спасибо, что живой.

Да ладно, ну уснул вчера в опилках.
Да ладно, в челюсть врезали ногой.
Да ладно, потащили на носилках.
Скажи еще спасибо, что живой.
Да, правда, тот, кто хочет, тот и может.
Да, правда, сам виновен. Бог со мной.
Да, правда, но одно меня тревожит:
Кому сказать спасибо, что живой?



Чтец 21
Песни Высоцкого — это монологи разных людей. Он всегда пел от первого лица и становился участником того, о чем поет. Неудивительно, что часто воры, шпана принимали его за своего, считая мастером блатных песен.

Звучит аудиозапись песни «Милицейский протокол» (№8)

Чтец 22
Слушая песни — «Братские могилы», «Звезды», «Он не вернулся из боя», трудно поверить, что Высоцкий не воевал.
Песни Высоцкого о войне — это не воспоминания, это нечто, живущее в человеке сегодня, как боль, готовая вспыхнуть в любой момент.

Чтец 23
Есть у Высоцкого песни, посвященные людям, которых он любил и которыми он восхищался: Юрию Гагарину, Всеволоду Абдулову, морякам теплохода «Шота Руставели» или клоуну Енгибарову — незаурядному человеку, талантливому артисту, который умер так нелепо и совсем молодым. Высоцкий плакал навзрыд, когда узнал о его смерти.

Звучит песня «О друге» в исполнении Пятышева А.В.(№9)

Чтец 24
Высоцкий, от природы наделенный многими талантами, обладал и одним из самых трудных и редких – умением дружить. И какое необыкновенное счастье было дружить с ним.  Из воспоминаний его жены Марины Влади в книге «Владимир, или прерванный полет».

Чтец 25
 «В своих отношениях с людьми Володя умел держаться как-то непринужденно и просто, что тот уже мог себя считать его давним и близким другом. Он был очень обаятельным человеком, что вызывало аналогичную ответную реакцию».

Чтец 26
А ведь Высоцкий действительно думал о том, что ждет человека после смерти. Свою смерть Высоцкий предвидел и знал, что будет после, а потому написал стихотворение «Памятник».

Чтец 27
Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в обычные рамки не лез.
Но с тех пор, как считаюсь покойным,-
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив: «Ахиллес».

Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту.
И железные ребра каркаса
Мертво схвачены слоем цемента –
Только судороги по хребту.

Чтец 28
Высоцкий умер 25 июля 1980 г., во время проходившей в Москве летней Олимпиады. Город был закрыт для въезда советских граждан и наводнен милицией. Сообщений о смерти Высоцкого не печаталось (появилось лишь сообщение в "Вечерней Москве"). И, тем не менее, у театра "На Таганке", где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади).




Чтец 29
Высоцкого похоронили в июле 1980 года. Проводы были стихийными. На этих похоронах людское море раскинулось на километры, а над толпой звучал магнитофонный голос Высоцкого…

Чтец 30
А далее пришло признание.
 В 1981 г. опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого"Нерв". В 1986 г. Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1987 - за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен - присуждена Государственная премия СССР.

Фрагмент художественного фильма «Место встречи изменить нельзя».

Чтец 31
Всего им написано более 600 стихотворений, более половины из которых стали песнями; сыграно более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 в радиоспектаклях.
Чтец 32
После смерти он получил только звание Заслуженного артиста РСФСР, но это поистине был Артист, которому народ сам дал  звание Народного артиста!

Звучит песня «Кони привередливые» №11











Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Шекспір – геніальний англійський драматург і поет доби Відродження. Сонети Шекспіра.

Багатогранність образу Гобсека, засоби його створення